Образовательный процесс

Особенности организации образовательного процесса

 Повышение качества образования является комплексной задачей развития системы дошкольного образования. Для её реализации необходима мобилизация внешних и внутренних ресурсов: материальных, кадровых, управленческих, информационных, научно-методических и др. Качество дошкольного образования предусматривает результативность образования, степень достижения приоритетных направлений и задач дошкольного образования, их соответствие государственным и нормативным требованиям. Обновление образовательного процесса является ключевым направлением качества образования.

 Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей.

 Достижению желаемого уровня развития детей способствует правильная организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

 Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний:

учебной программы дошкольного образования и образовательного стандарта,

основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса,

дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на детей через разные виды организованной, совместной и самостоятельной деятельности,

нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

 Основной задачей организации образовательного процесса в ходе реализации учебной программы дошкольного образования является обеспечение научно обоснованного подхода к процессу обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и такую его организацию, которая бы позволила вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку.

 В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы:

  1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды деятельности.
  2. Повторность и усложнение материала.
  3. Вариативность выполнения заданий детьми.
  4. Взаимосвязь всех видов деятельности.

Так же организация образовательного процесса должно отвечать ряду требований:

- соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов;

- быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования;

- соответствовать условиям реализации основной функции конкретно учреждения дошкольного образования (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др.), отражать специфику учреждения дошкольного образования;

- соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др.

 Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.

 Необходимо помнить, что организация образовательного процесса должна включать оптимальное чередование видов детской деятельности:

специально организованной (регламентированной) и нерегламентированной деятельности.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

 Нерегламентированная деятельность – включает самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной предметно-развивающей среды, а так же организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач.

При этом предполагается использование разнообразных форм организации, методов и приемов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня познавательных возможностей детей.

Основные направления работы дошкольного учреждения на 2023/2024 учебный год.

 1.Формирование здорового образа жизни у детей раннего и дошкольного возраста посредством экологического воспитания  в игровой и проектной деятельности.

2. Развитие познавательной активности воспитанников при овладении элементарными математическими представлениями посредством использования игровых методов и приемов.