Воспитатель советует

Занимательные игры и опыты с песком

 Малыши очень любят играть с песком. Игры с песком способствуют развитию речи, познавательных процессов: вниманию, памяти, мышления, восприятия, воображения.  

Предлагаем Вашему вниманию игры, в которые можно поиграть дома:

Игры с песком на развитие внимания
Игра «Отгадай загадку»
(Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки).
Взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.

Игра «Рисуем палочкой»
Взрослый предлагает ребенку порисовать на песке палочкой.
(Для усложнения задачи можно читать стихотворение, ребенок рисует картину по этому стихотворению).
Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.

«Сапер»
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

«Разложи и запомни»
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

«Где спрятана игрушка?»
Сделать из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева».
Ребенок ощупывает фигуру, а потом описывает ее.

Игры с песком на развитие памяти
 «Запомни и нарисуй»
Взрослый рисует картинку, состоящую из 2-3 предметов, предлагает ребенку запомнить. Затем педагог ее стирает, и ребенок рисует точно такую же картинку.
(Например: дом, солнце, дерево.
Затем можно прибавить птичку, бабочку, облачко и т.д.)

 

свернуть

Развиваем речь детей

Основы  развития речи закладываются в младенчестве, когда родители читают грудному ребенку книжки, поют с ним песенки, рассказывают сказки, знакомят его с игрушками. Есть и специальные упражнения на развитие речи малышей: большую роль здесь играют пальчиковые игры.

Но существует еще несколько способов развивать речь малышей. Для этого особенно благоприятен возраст от двух лет, когда ребенок уже научился произносить слова и простые предложения.

Игры для развития дыхания

Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться максимально удлинить выдох.

Выполнять упражнения с детьми от двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

«Снежинка»

Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

«Кораблик»

Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и любые другие предметы, которые нравятся ребенку.

3 логоритмические игры

Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.

1. «Заинька»

Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.

Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши
(родитель и ребенок вместе хлопают).

Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.

2. «Лошадка»

Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:

Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо – прокачу!

3. «Курочка»

Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:

Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
желтые цыплятки.

Предметы и материалы

Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.

На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.

Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.

Светлана Балашова

свернуть

Безопасность детей на дороге

Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей (законных представителей), и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать!

Если ребенок поглощен игрой или поставил себе какую-то цель, то вряд ли что-нибудь сможет остановить его. Поэтому необходимо, чтобы Ваш ребенок знал несколько простых правил, чтобы быть осторожным во дворе и на дороге.

Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает транспортное средство, находящееся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

Учите ребенка оценивать скорость и направление движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

Составьте для ребенка «Маршрутный лист» от дома до школы. Помните, необходимо выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот маршрут вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.

                                     При движении по тротуару

– Придерживайтесь правой стороны.

– Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

– Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

– Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

– Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

                                   Готовясь перейти дорогу

– Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

– Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

– Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

– Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

– Не стойте с ребенком на краю тротуара.

– Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

– Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

                                 При переходе проезжей части

– Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

– Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

– Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

– Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

– Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

– Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

– Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

– При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

– Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

                         При посадке и высадке из транспорта

– Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

– Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

– Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

– Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

                                       При ожидании транспорта

– Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

– Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите дорогу в обоих направлениях.

– Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не торопитесь, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

– Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

– Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

                                Сделайте ребенка заметным

В темное время суток ко всем дорожным опасностям добавляется еще и плохая видимость. В сумерках на непокрытой снегом проезжей части человека в неброской одежде просто не видно, даже если водитель едет, соблюдая правила, с включенным ближним светом фар. Помимо морального воздействия, мы можем повлиять на безопасность ваших детей, обеспечив их предметами со светоотражающими элементами, – это могут быть всевозможные фликеры – светящиеся значки (брелки, браслеты, нашивки), прикрепленные на рукава куртки или на сумку. Фликер заметен в свете фар автомобиля с расстояния 400 м. Ношение фликера снижает риск наезда на пешехода в темное время суток в 6,5 раз.

Помните! Наша общая задача – подготовить подрастающее поколение к реальной жизни, дать детям знания, привить умения и навыки безопасного поведения на дороге. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.

свернуть

Кризис трех лет

"КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ"                     

Как только ребенку исполняется три года, его мир для него начинает меняться.

Это чувствуют и видят все — родители, бабушки и дедушки, знакомые и друзья.

Столь критический возраст является настоящим испытанием, ведь ребенок переходит из этапа раннего детства в дошкольный период.

Казалось бы, что ещё вчера ребенок было спокойным и послушным и вдруг, что-то сломалось — ребенка как подменили. Он резко стал упрямым, с ним сложно договориться и о чём-то просить.

В этом возрасте малыш начинает ощущать себя взрослым человеком, личностью. Он уже не воспринимает себя и мать, как одно целое — ему интересно собственное «я». Он начинает формировать мнение о себе, как о самостоятельном человеке. Ребенок запоминает события собственной жизни и учится интерпретировать их.

В три года начинает активно развиваться волевая и чувственная сфера новой личности.

Именно в этом возрасте ребенок впервые попадает в садик, а это — изменение круга его общения, новые лица. Приходится перестраиваться и начинать взаимодействовать с чужими людьми. Малыш перенимает новый опыт у своих сверстников и других взрослых, учится жить по правилам, осознает свои обязанности и права.

В три года приходит осознание собственных границ — что можно, а что нельзя, что плохо, а что — хорошо.

Существует восемь основных признаков:

• негативизм, когда ребенок начинает давать негативную оценку всего происходящего. Любая ваша просьба часто воспринимается «в штыки». Главная задача — сделать наоборот и не так, как вы хотите. К примеру, ребенок хочет на прогулку, но как только это предлагают мать или отец, он сразу отказывается;

• упрямство — проявляется во всем. Ребенок делает все возможное, чтобы его мнение начинали уважать, чтобы с ним считались;

• своеволие и желание делать все самому в трехлетнем возрасте — это обычное дело;

• строптивость — выражается не против вас в частности, а против сложившейся системы в семье, устоявшихся тонкостей воспитательного процесса;

• деспотизм часто бывает в семьях, где есть только один ребенок, на фоне потакания всегда и во всем;

• ревность — обычное явление там, где есть несколько детей. При этом трехлетний ребенок может считать, что его младший брат или сестричка не имеют никаких прав в этой семье;

• протест-бунт — споры со взрослыми становятся постоянным явлением;

• обесценивание —то, что раньше интересовало, уже не нужно. В этот период ваш малыш может начать говорить плохие слова, сквернословить, ломать любимые игрушки и так далее.

«Кризис трех лет» необходимо пережить.При этом очень важно выполнять несколько простых рекомендаций:

1. Поощряйте все стремления ребенка познать себя и свои возможности. Рисуйте с ним, играйте, разговаривайте, спрашивайте его мнение;

2. Если ребенок хочет самостоятельности — дайте ему возможность делать что-то своими руками, почувствовать свою значимость. Если не получилось, не ругайте — хвалите за попытку и дайте понять, что в следующий раз получится;

3. Не делайте сами то, что не вышло у ребенка. Это со временем может войти в привычку;

4. Запрещать и разрешать желательно с умом. Если не нарушаются ваши принципы, то выполните требование ребенка. В случае, когда на какое-либо действие накладывается запрет, важно объяснить, почему так, а не иначе;

5. Очень важно выделять и хвалить те черты характера в малыше, которые вам нравятся. Противоположные лучше не поддерживать вовсе. Истерикам потакать нельзя — единственная возможность предотвратить или прекратить истерику — переключить внимание на что-то другое;

6. Показывайте во всем пример ребенку сами.

свернуть
20232022
октябрьдекабрь
12 октября, четверг

Консультация "Причины плохого поведения у детей"

подробнее...