Учитель-дефектолог советует

«Речевые игры по дороге домой»

02.01.2023

            Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

      Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. Играя, ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

      Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.  Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

       Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

  1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
  2. «Объясни словечко». Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы)
  3. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

4.«Общие слова».

1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…

5.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

  1. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок   и т.д.

7.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко- …

  1. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

  1. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
  2. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: «Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?»

 

свернуть

Фонематический слух- основа правильной речи

Фонематическое восприятиефонематический слух – это различение на слух звуков речи.                                              Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение«коза-коса»«дом-том»«бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та», основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков

(с – ц, с – ш, з – ж, ш – ж, л - р, подбирать слова на заданный звук.

Возрастные нормы развития фонематического слуха :

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частоупотребимыеслова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Первый уровень – узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень – различение сходных по звучанию слов. [/u]

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень – различение слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па»«фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень – различение звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

свернуть

Логопедические игры, направленные на развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

1. «Один и много» (образование множественного числа существительных): снежинка- снежинки, ёлка..., подарок..., шар..., звезда..., праздник...

2. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, холодный-..., грустны- ..., высокий-..., пасмурно..., короткий...

3. «Назови ласково» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): снег-снежок, ёлка-ёлочка, снеговик- снеговичок, шар- шарик, зима- зимушка.

4. «Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) - красная, теплая ... ,Сапоги (какие?) - коричневые ..., Шарф (какой?) - ...., Пальто (какое?) - ....

5. «Из чего какой?» (образование прилагательных от существительных): Колесо от резины - …, кабина из железа - …, Руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, Кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, Рельсы из железа - …, окно из стекла - ….

6. «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании): У курицы - цыплята, у утки - .... , у гусыни - гусята, у индюшки - ... .

7. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.

8.«Пересчитай» (согласование числительных ссуществительными). Первый заяц, второй заяц ... пятый заяц. Один заяц, два зайца ... пять зайцев.

9. «Кто как голос подает?» (подобрать глагол существительному): корова – (му – у» (корова мычит), кошка – «мяу» (кошка мяукает), собака - … ., свинья - … , лошадь - … ,овца - … .

10. «Кто что делает» (подбор действий к существительным): повар - варит, портниха - ....

свернуть

Что должен знать и уметь ребёнок по образовательной области "Элементарные математические представления" ???

06.10.2022

Что должны знать и уметь дети по образовательной области "Элементарные математические представления"

Воспитанник к 3 годам:
использует слова, обозначающие количество («один», «много» «два, «три»);
ориентируется в знакомом помещении: показывает расположение предметов (помещениях группы, домашних помещениях);
самостоятельно составляет множество предметов, согласно определенному признаку;
обозначает словами количественную характеристику группы объектов («один»,«много», «два, «три»);
устанавливает взаимно однозначное соответствие между предметами путем наложения, приложения («один» – «один»);
различает геометрические фигуры;
подбирает и размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы;
обозначает словами результат сравнения объектов по величине («больше – меньше», «выше – ниже»);
выстраивает упорядоченные ряды больше – меньше (машинки, матрешки, кольца);
ориентируется в расположении изображений на листе бумаги (рисунок, книжная иллюстрация, картина).

Воспитанник к 4 годам:
использует действия наложения, приложения, графического соотнесения;
устанавливает количественные отношения между двумя группами предметов или изображений практическим путем, используя действия наложения, приложения, графического соотнесения;
оперирует понятиями «много», «один», «два», «три», «столько-сколько», «поровну», «одинаково», «больше», «меньше» адекватно ситуации и заданному вопросу;
отвечает на вопросы: «Сколько?», «Чего больше?», «Чего меньше?»;
называет и показывает параметры величины предмета или изображения (длину, ширину, высоту, толщину) и величину в целом; величинные характеристики предметов или изображений («длинный», «короткий»; «низкий», «высокий»; «широкий», «узкий»;
«толстый», «тонкий»; «большой», «маленький»);
группирует и классифицирует предметы по одному из признаков (параметр величины или величина в целом, форма, цвет, принадлежность к понятию);
строит сериационный ряд (упорядоченный в убывающем или возрастающем по величине порядке) из 3–5 предметов;
называет, показывает и обследует геометрическую фигуру (например, круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр) осязательно-двигательным путем под контролем зрения;
распознает части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (зима, весна, лето, осень) по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности и наблюдений явлений природы;
ориентируется на листе бумаге, на себе, в знакомом пространстве, соблюдая ориентиры сагиттального направления (правой-левой стороны).

Воспитанник к 5 годам:
считает количественным и порядковым счетом до 5–10, соблюдая правила;
находит единичные и множественные группы предметов и явлений в окружающем пространстве;
сравнивает по отдельным параметрам величины или по величине в целом два предмета или их изображения с помощью предмета-посредника;
группирует и классифицирует предметы по одному-двум признакам;
строит сериационный (упорядоченный в убывающем или возрастающем по величине порядке) ряд из 3–5 предметов по образцу или по правилу;
словами описывает отношения по величине между элементами упорядоченных рядов;
называет, показывает и обследует геометрическую фигуру осязательно-двигательным путем под контролем зрения;
определяет форму предмета, называет, опираясь на названия геометрических фигур;
распознает части суток и времена года по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели;
ориентируется на листе бумаги, на себе, в знакомом пространстве, двигается в заданном направлении;
обозначает последовательность событий с помощью стрелки.


Воспитанник к 6 годам:
считает количественным и порядковым счетом до 10, соблюдая правила;
определяет порядковое место объекта;
называет состав чисел от 1 до 5 из единиц и чисел от 1 до 10 – из двух меньших;
использует способы измерения величины линейных протяженностей (длина, ширина, высота) и объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки;
различает и называет геометрические и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус), обобщенное понятие «четырехугольник»;
определяет связи и отношения между смежными числами;
различает и использует знаки «больше», «меньше», «равно»;
группирует и классифицирует предметы по одному-трем признакам;
распознает и называет части суток, дни недели, времена года, их последовательность по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели;
ориентируется на листе бумаге, в знакомом окружающем пространстве, двигается в заданном направлении, использует наглядные модели;
обозначает последовательность с помощью стрелки.


Воспитанник к 7 годам:
называет состав чисел до 10 из двух меньших;
различает и называет цифры, математические знаки «0», «+», «–», «<», «>», «=», их значение и назначение;
решает простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
различает и называет геометрические фигуры;
считает количественным и порядковым счетом до 20, соблюдая правила;
определяет связи и отношения между смежными числами;
определяет время по часам с точностью до получаса;
использует наглядные модели.

Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № 228

свернуть

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

05.10.2022
  •  Упражнения на развитие статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук. соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

  •     Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.                                         Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

    «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

    Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

    «Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

    «Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

    «Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

    «Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

    «Веселые маляры»-движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

    «Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

  •   Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

    Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа.

    «Ладонь - кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

    «Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

    «Оса - кольцо» «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.

    «Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

  •     Упражнения с предметами

    «Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

    «Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

    При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

    Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

    ·           Графические работы.

    Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:

    -          обводке контуров, лекал;

    -          воспроизведении изображения с помощью опорных точек; -штриховке в разных направлениях;

    -          дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, Фигур;

    -          раскрашивании картинок;

    -          соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

    ·           Игры для развития тонкой моторики и координации движений. «Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая РУКИ, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

     • Игры

«Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

«Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

«Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

• Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук:

      — мытье рук перед едой

      — стряхивание воды с кисти

      — полоскание белья

      — надевание перчаток

      — поглаживание кошки

      — пальчики танцуют

Упражнения родители могут придумать сами, проявив творчество.

Желаем удачи.

свернуть

Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

03.10.2022

Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные- физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что отделы головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:

  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»
  • «Осенние листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.  (сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т. д.

Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.

свернуть

Шавлюго Екатерина Михайловна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Образование: высшее
  • Категория: без категории
  • Добро пожаловать на страницу учителя - дефектолога! На данной страничке буду делиться с Вами полезными рекомендациями по коррекции речевых нарушений в условиях специальной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Подробнее...