Профилактика неблагополучия в семье, насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними

Телефоны доверия

ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТОВ

Психологическая помощь в УЗ "Полоцкая областная психиатрическая больница":

  тел. 74-17-42

Телефоны доверия по Витебской области(круглосуточно):

тел. 8-0212-616-06

Телефон доверия г. Полоцк( с 8.00 до 20.00):

тел. 8-0214-77-22-20

Республиканская "Детская телефонная линия" 8-801-100-1611

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801

Витебск 8-0212-61-60-60

Полоцк 8-0214-77-22-20

Новополоцк 8-0214-37-13-75

Телефон доверия для детей и подростков

(психологическая помощь детям в кризисных ситуациях)

8-017-263-03-03

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

8-029-899-04-01

Приемная Национальной комиссии по правам ребенка

8-017-327-31-38

Республиканский центр психологической помощи

8-017-300-10-06

Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов

8-801-100-21-21

Центры дружественного отношения к подросткам в Витебской области:

Витебский Центр здоровья и молодёжи

8-0212-57-24-71

8-0212-57-78-79

Центр дружественный подросткам "Откровение" УЗ "Полоцкая детская поликлиника"

8-0214-46-76-55

Центр здоровья молодёжи "Диалог"

УЗ "Новополоцкая детская поликлиника"

8-0214-51-90-90

свернуть

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Методические рекомендации для родителей

 Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

  1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
  3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
  4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  5. Помогите определить основную трудность, проблему.
  6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
  7. Способствуйте повышению самооценки.
  8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
  9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
  10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
  11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
  12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
  13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

 

Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

 

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

 

свернуть

Половая неприкосновенность несовершеннолетних

Оперативная обстановка по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних за 6 месяцев 2023 года свидетельствует о снижении подростковой преступности. 

За 6 месяцев 2023 года несовершеннолетними совершено 4 преступления со статьям: 214 ч.2, 339 ч.2, 167 ч.3, 205 ч.1 УК РБ, в 2022 году несовершеннолетними в Полоцком регионе было совершено 7 преступлений.

Увеличилось количество общественно опасных деяний, совершенных малолетними до достижения возраста наступления уголовной ответственности.

За 6 месяцев 2023 потерпевшими от различного рода преступлений признано 30 несовершеннолетних, 7 подростков стали жертвами сексуального насилия.

Анализ преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних показал, что на территории Полоцкого района 7 лицами совершено 7 преступлений.

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси.

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних относятся:

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (ч. 2, З ст. 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (ч. 2, З ст. 167 УК);  половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК); развратные действия (ст. 169 УК),
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомого несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 170 УК) и др.

Сексуальное насилие причиняет непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей! ! !

Жертвой сексуального насилия может стать любой ребёнок, не зависимо от социального статуса семьи, но чаще — это послушные и доверчивые дети, либо замкнутые, запущенные, одинокие ребята «ненужные» своим родителям; дети, стремящиеся казаться взрослыми.

Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде, учреждении образования, но и дома. В большинстве случаях преступником становится родственник ребенка, отец, отчим или близко знакомый ему человек. Принуждение сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и заманивания, психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. 

        Преступления против  жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения. Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения (ст. 26 УПК), т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

Ни в коем случае нельзя бояться и молчать, всем в отношении кого были совершены противоправные действия, будет оказана помощь.

Начальник ИДН Полоцкого РОВД                    С.Ю. Орехова

свернуть

Как защитить детей от насилия в интеренете

Памятка для родителей: как уберечь детей от педофилии

Защити своего ребёнка

10 полезных советов, которые помогут защитить Вашего ребёнка
развернуть

   10 полезных советов, которые помогут защитить Вашего ребенка

1. Не пишите имя и фамилию ребенка на его вещах, не вешайте именных брелоков на детский рюкзак, не подписывайте ланч-бокс или термос. Так его имя может узнать кто-то чужой. Если незнакомец обращается к ребенку по имени, он сразу вызывает у него доверие и дальше может манипулировать малышом.  Лучше напишите на бирке свой телефон — на случай, если вещь потеряется. 

2. Мы учим детей не садиться в машину к незнакомцам — это правильно. Пусть ребенок усвоит еще одно правило: если возле него затормозила машина или она едет за ним, а кто-то из машины хочет привлечь его внимание, нужно быстро убегать в сторону, противоположную движению автомобиля. Это поможет ребенку выиграть время и обратиться за помощью. 

3. Если незнакомец предлагает ребенку пойти туда, где его ждут мама или папа, пусть ребенок попросит его назвать имена родителей и пароль. Придумайте вместе с ребенком кодовую фразу для экстренного случая, если вдруг попросите кого-то из знакомых забрать ребенка из садика или школы. Пароль должен быть неожиданным, чтобы его невозможно было отгадать: например, «пушистый апельсин». 

4. Благодаря GPS-датчику приложение показывает координаты вашего ребенка и уровень заряда батареи его телефона. 

5. Гаджеты с тревожной кнопкой бывают в виде часов, брелока, браслета или медальона. Родители через специальное мобильное приложение могут постоянно отслеживать местонахождение ребенка, а если он нажимает на кнопку, сигнал получают родители или служба безопасности. 

6. Скажите ребенку, что если его схватил незнакомец, то можно и нужно быть «плохим»: кусаться, пинаться, царапаться и привлекать внимание любой ценой, даже если очень страшно. Нужно громко кричать: «Я его не знаю! Он хочет меня увести!» 

7. Ребенок должен знать, что незнакомцы могут заболтать не только детей, но и взрослых, поэтому важно быстро уйти в безопасное место уже через 5–7 секунд после начала разговора. Следует стоять от незнакомца на расстоянии 2–2,5 метров; если он приближается, нужно делать шаг назад. Вместе с ребенком отрепетируйте эту ситуацию, покажите дистанцию в 2 метра и предупредите, что во время беседы ее нужно сохранять. 

8. Если на вопрос «Кто там?» никто не отвечает или в глазке никого не видно, нельзя открывать дверь даже совсем чуть-чуть, чтобы посмотреть, кто это. Нельзя говорить, что родителей нет дома, даже если незнакомец представляется их другом или работником коммунальных служб. Если он очень настойчив и ломится в квартиру, нужно срочно звонить родителям или соседям. 

9. Научите ребенка ждать лифт спиной к стене, чтобы видеть всех, кто к нему подходит. И если это незнакомец или кто-то малознакомый, под любым предлогом не заходить с ним в лифт: делать вид, что что-то забыл, или идти к почтовому ящику. Если кто-то приглашает войти, лучший вариант — вежливо ответить, что родители разрешают ездить в лифте только одному или с соседями. Если незнакомец пытается затащить в лифт или зажать рот, нужно драться, кричать и кусаться. 

10. Предупредите ребенка о том, что в современном мире преступники могут найти свою жертву через интернет, и не всегда «Миша из соседнего дома» — это действительно соседский 10-летний мальчик. Безобидную переписку может вести опасный человек. Объясните, что нельзя сообщать незнакомым людям, даже детям, свой телефон, адрес, фамилию, посылать фотографии и рассказывать, когда и где любишь гулять. И тем более нельзя соглашаться на прогулку с незнакомым человеком.

  

  

 

свернуть

Дом без насилия. Помощь в кризисных ситуациях.

ИТДЕЛЕНИЯ Первичный прием: 8(01795)5-41-47 ДОМ без НАСИЛИЯ!

Телефоны доверия и помощи

 

Проблема домашнего насилия является комплексной и по своим последствиям, и по причинам, которые рождают такой вид жестокости.

            По данным различных научных исследований, около трети умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений на бытовой почве предшествуют затяжные семейные конфликты. В каждой четвертой семье распространенно насилие в той или иной его форме, и чаще всего объектами рукоприкладства становятся женщины.

             Каждая третья белоруска подвергалась физическому насилию в семье, и  каждое четвертое женское самоубийство есть следствие физического, психологического или сексуального насилия в семье.  Ужасающий факт - бытовое насилие в нашей стране стало нормой жизни. Как  же изменить ситуацию?

 

  • Домашнее насилие в терминах

 

Домашнее насилие – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права , свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 4 января 2014г. «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

«Кризисная комната» - оборудованное помещение, которое создается с целью предоставления услуги временного пребывания и оказания квалифицированной психологической, юридической, реабилитационной и социальной помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому  насилию, жертвам торговли людьми), в территориальных центрах социального обслуживания населения Республики Беларусь.

Социальная услуга временного приюта – предоставление временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства либо, по объективным причинам, утратившим возможность нахождения по месту пребывания (для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

Пострадавшая(ший) от домашнего насилия (жертва) -  член семьи, пострадавший от физического, сексуального, психологического или экономического насилия со стороны другого члена семьи или близкого человека. Любой человек может стать жертвой домашнего насилия. Жертвы могут быть любого возраста, пола, расы, культуры, религии, образования, занятости и семейного положения. Хотя и мужчины и женщины могут использовать  насилие в отношениях, но, согласно международным данным и белорусской статистике, подавляющее большинство пострадавших составляют женщины.

Агрессор (обидчик, насильник) - нынешний или бывший член семьи, близкий человек, совершивший физическое, психологическое, сексуальное или экономическое  насилие в семье либо угрожавший его применением в отношениях с целью власти и контроля над другим человеком.

НИ

  • Виды домашнего насилия

 

  • Домашнее насилие может иметь множество форм и видов. Мальчики становятся жертвами сексуального и физического насилия, пожилые члены семьи также подвержены домашнему насилию, некоторые мужчины страдают от агрессивных действий своих жен. Однако преобладающее большинство пострадавших от насилия в семье или интимных отношениях – это женщины и девочки.

 Принято выделять следующие виды насилия:

  • Физическое насилие– это использование физической силы, приводящей к телесным травмам, физической боли или ухудшению здоровья. Физическое насилие включает (но не ограничивается) нанесение ударов, толчки, избиение, пинки, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы, щипки, укусы, нанесение химических и тепловых ожогов, ограничение физической свободы, пренебрежение в уходе за младенцами и пожилыми людьми и пр.
  • Психологическое насилие– это причинение боли, страданий посредством насмешек, оскорблений угроз, запугиваний, унижения, крика, нецензурной брани, игнорирование, доминирование, контроль, обесценивание, запреты, шантаж, манипулирование, упреки, вмешательство  в личную жизнь и пр. Одним из наиболее действенных способов является попытка мужчины уронить авторитет женщины-матери в глазах ее детей, заставить ее испытывать перед детьми чувство вины. Встречаются более изощренные способы психологического насилия, такие как газлайтинг (выставление человека сумасшедшим), сталкинг (преследование, запугивание, слежение, вторжение в личную жизнь с целью принуждения к отношениям).
  • Сексуальное насилие – это любой сексуальный контакт с человеком без его согласия. В него входят нежелательные прикосновения, сексуальные домогательства, все виды сексуального нападения – изнасилование, инцест, сексуальное рабство (в том числе со стороны партнера), развратные действия, принуждения к обнажению и фотографирование, видеосъемка с явным сексуальным подтекстом, принуждение к просмотру и повтору порнографических действий, принуждение к извращенным формам секса, сексуальный шантаж, эксгибиционизм и т.д.
  • Финансовая эксплуатация– использование денежных средств, имущества другого человека не в его пользу. Примеры включают в себя принуждение к трудоустройству, запрет на работу вне дома, контроль расходов, принуждение к материальному содержанию агрессора, отказ от материального обеспечения детей, принуждение к попрошайничеству, лишение средств, финансовый шантаж и др.
  • Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия.

 

  • Цикл насилия

 

 Американский психотерапевт Ленор Уолкер в 1984г. проанализировала психологические и поведенческие реакции подвергающихся насилию женщин. На основе многочисленных опросов пострадавших она разработала цикличную теорию насилия, цикл которого состоит из трех фаз:

 

1.Стадия нарастающего напряжения  характеризуется нарастанием напряжения, словесными оскорблениями, придирками, упреками, взаимными претензиями, мелкими физическими столкновениями.

2.Стадия активного насилия (серьезный инцидент насилия) представляет собой начало серьезного насилия. Это фаза всплеска напряжения в самой негативной форме.

3.Стадия любви и раскаяния (фаза медового месяца). В этом периоде агрессор может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или, наоборот, обвинять женщину в том, что именно она спровоцировала конфликт.

К сожалению, этот цикл почти всегда повторяется. С течением времени третья фаза случается все реже и реже, и женщина оказывается в ловушке между нарастанием напряжения перед вспышкой и насилием.

Цикл насилия включает в себя шесть хорошо различимых стадий:

  1. Подготовка сцены или ловушка (это стадия воплощения задуманного насилия).
  2. Акт насилия.
  3. Чувство вины и боязнь возмездия. Человек, постоянно практикующий насилие регулярно, испытывает чувство вины по отношению к самому себе, а не по отношению к пострадавшим. Он не раскаивается в том, что причинил боль. Он может извиниться за свое поведение, но только чтобы избежать возможного наказания.
  4. Извинения и оправдания (рационализация) – обидчик приводит оправдания (употребление алкоголя, стрессы, усталость) и обвиняет жертву в причине своего поведения. Целью этой стадии является снятие с себя вины.
  5. Перемена поведения к лучшему («нормальное» поведение) – агрессор превращается в заботливого и доброго человека. Цель этой стадии – удержать жертву в семье и сохранить видимость благополучия.

 

  1. Фантазии и планирование нового нападения. Насилие, как правило, планируется заранее. Агрессор фантазирует или зрительно представляет себе картину следующего нападения

 

 

 

 

  • Мифы и факты о домашнем насилии

 

Мифы

Факты

женщины сами ответственны за насилие со стороны мужчин, они его провоцируют, а следовательно, заслуживают наказания. Насилие всегда является ответом на что-то (не просто так бьют.).

в ситуации насилия в семье от поведения женщины ничего не зависит, обидчик всегда найдет повод для насилия. В ситуации домашнего насилия есть только один виновный – человек, совершивший преступные действия.

причина домашнего насилия – временная причина потери контроля над собой со стороны партнера (например, употребление алкоголя)

алкогольное опьянение – это не причина насилия в семье, а оправдание жестокости, которое связанно с культурными особенностями нашего общества («Ну он же был пьяный, трезвый бы не тронул…»). Принятие алкоголя и других наркотических средств не может служить оправданием насилия в семье!

      во время инцидента насилия мужчина не способен контролировать свою агрессию. Злость

большинство мужчин контролируют свое поведение и понимают, где, по отношению к кому и в каких  обстоятельствах можно проявлять агрессию.

 вынуждает его утратить контроль

 Агрессия может разворачиваться как в состоянии полного хладнокровия, так и в состоянии эмоционального возбуждения.

женщины, которые подвергаются насилию, всегда могут уйти от агрессора (они мазохистки, им доставляет удовольствие, когда их бьют). Просто уйди от него.

в результате жестокого обращения у женщин, живущих в состоянии стресса и страха из-за постоянного насилия, проявляется особый тип поведения, который со стороны может показаться путанным и иррациональным.

          На самом деле существует много причин, которые мешают женщине уйти: стыдно рассказать посторонним о случившемся, боязнь реакции своих партнеров, жилищная проблема, экономическая зависимость и т.д.

домашнее насилие не преступление, а семейное дело.

домашнее насилие влечет административную и уголовную ответственность в большинстве стран мира.

детям нужен отец, даже если он агрессивен. Терплю ради детей.

 

дети живущие в атмосфере жестокости, также подвержены риску стать жертвами посягательств (либо со стороны агрессивного отца, либо истощенной и депрессивной матери). Такие дети отличаются повышенной тревожностью, утомляемостью, психосоматическими расстройствами, у них могут появляться психические и поведенческие отклонения

пощечина не ранит серьезно и не может иметь серьёзных последствий

насилие отличается цикличностью и усилением актов насилия.

  сейчас домашнее насилие – явление редкое, оно осталось в прошлом, когда нравы были более жестокими, а женщины считались собственностью мужчин

 

 

насилие в семье – распространенное явление независимо от образования, экономического положения, культурных и религиозных особенностей агрессора. Ежегодно в республике от рук близких погибают около 120человек, более 250 получают тяжкие телесные повреждения. .

 

агрессором обычно бывает посторонний человек.

 

 

как показывает мировая статистика, 45% всех преступлений совершается в семье, где главным образом страдает женщина, а 80% изнасилованных женщин знали своих обидчиков.

женщины, которые подвергаются насилию, всегда могут уйти от агрессора (они мазохистки, им доставляет удовольствие, когда их бьют). Просто уйди от него.

 

в результате жестокого обращения у женщин, живущих в состоянии стресса и страха из-за постоянного насилия, проявляется особый тип поведения, который со стороны может показаться путанным и иррациональным.

Адреса и номера телефонов, по которым можно обратиться по вопросу временного приюта в «кризисной» комнате:

  • Территориальный центр социального обслуживания населения Полоцкого района 

 ул. Толстого, д.6 , тел.8-0214 70-24-71, 8-0214 42-11-58

 В штате ТЦСОН имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения, обратившись по телефонам «доверие» («горячая линия»)

 8 (0214) 42-17-95, 42-38-86​

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН» г.НОВОПОЛОЦК

 психологическая помощь - 8 (029) 517 27 94  (с 15.00 до 18 00, кроме субб. и вс.)

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕНЩИН»
  • информационная и эмоциональная поддержка;
  • социальное сопровождение;
  • юридическая помощь;
  • психологическая помощь (пострадавшим и агрессору).

8 (033) 6 032 032 (время работы с 9:00 до 18:00, выходной субб., вс.)

  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»
  • информационная и эмоциональная поддержка;
  • социальное сопровождение;
  • предоставление временного убежища (шелтера);
  • содействие в медицинском обследовании;
  • юридическая помощь;
  • психологическая помощь;
  • психологическая помощь агрессору;

Для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно)

и с номера velcom (оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента) 

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАДИСЛАВА»
  • телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия;
  • очные консультации психолога и специалиста по социальной работе;
  • группа взаимопомощи для женщин, пострадавших от насилия;
  • социально- психологическое сопровождение.

Телефон доверия 280-28-11

Если не берут трубку 8 (029) 610 83 55, stopnasilie.org

Для размещения в убежище - 8 (029) 610 83 55.

  • СЕСТРИЧЕСТВО В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕФРОСИНЬИ ПОЛОЦКОЙ
  • социальная помощь (предоставление временного приюта);
  • духовная помощь;
  • психологическая помощь.

8 (029) 151 95 22  ;    8 (033) 688 40 49 

 

свернуть

Семья без насилия

Консультация для родителей
развернуть

Ребенок — Человек!   

Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику - если мы кричим, грубости - если мы грубим, жестокости - если мы это демонстрируем. Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

-страх;

-возмущение, протест;

-обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;

-разрушение «нравственных тормозов»;

-стремление к обману, изворотливость;

-потерю способности к здравому рассуждению;

- ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

-агрессивное поведение;

-снижение самооценки;

-ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

 

 Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки.

Но еще более важно помнить, что из любой ситуации всегда есть выход! И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый. Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детейбез применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

 

Советы родителям по профилактике домашнего насилия:

  • Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка.
  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте методов угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие способно глубоко ранить ребенка.
  • Старайтесь никогда не применять физического насилия к кому бы то ни было.
  • Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребенку в воспитании наших братьев меньших.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Искренне любите своих детей.

           Помните что «лаской всегда добьешься больше ,чем грубой силой».

 

Если вы думаете, что ребенок ваших знакомых или соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, незамедлительно обратитесь в милицию по телефону 102.

 

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!

свернуть

Как уберечь ребенка от насилия

Рекомендации для родителей
развернуть
  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ»любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения,пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили,которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ,что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми

"Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери". В. А. Сухомлинский

Следует понимать, что детям - свидетелям насилия причиняется такой же вред, как и детям - жертвам физического и сексуального насилия.

Лица, совершающие бытовое насилие, травмируют детей:

- намеренно причиняя детям повреждения с целью воздействия на других членов семьи (например, с ребенком могут жестоко обращаться для того, чтобы другие члены семьи действовали в соответствии с желаниями насильника);
- намеренно причиняя повреждения детям во время нападения на другого члена семьи (ребенок может оказаться невольным участником драки и/или получить повреждения, когда они пытаются защитить жертву нападения (мать, сестру, брата, бабушку);
- используя детей для контроля других других членов семьи, живущих с ребенком или отдельно для осуществления контроля над ее/их поведением.

ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ

  • Продумайте свои действия, если акт насилия повторится снова.
  • Расскажите о насилии тем, кому Вы доверяете (друзьям, родственникам).
  • Найдите такое место, куда вы смогли бы уйти в случае опасности.
  • Если спора, инцидента избежать не удастся, постарайтесь выбрать для него комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров  в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.
  • Попрактикуйтесь в том, как можно быстро и безопасно выйти из дома. Определите, какие двери, окна, лифты или лестницы подходят для этого наилучшим образом.
  • Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.
  • Заранее узнайте телефоны местных служб, которые смогут оказать Вам необходимую поддержку (кризисный центр для женщин, телефон доверия и др.)
  • Если ситуация критическая, то покидайте дом незамедлительно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи.
  • Помните, что под угрозой находится Ваша жизнь и жизнь Вашего ребенка!

Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!.

Телефоны «горячей линии» по вопросам предотвращения домашнего насилия:

  • Круглосуточная линия по фактам семейного неблагополучия и насилия в отношении детей: г. Минск (8-017) 372-73-87
  • Программа «Ла Страда»: помощь жертвам насилия: (8029) 645 31 65

На территории Республики Беларусь анонимно, ежедневно с 8:00 до 20:00 осуществляет работу бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: 8-801-100-8-801 (звонок только со стационарного телефона).

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) (англ. UNICEF, United Nations International Children’s Emergency Fund) — международный чрезвычайный фонд помощи детям Организации Объединённых Наций. Создан 11 декабря 1946 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Перейти на сайт www.unicef.by.

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

В сфере семейно-бытовых отношений совершается каждое третье бытовое убийство и каждое четвертое тяжкое телесное повреждение!

Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами алкоголем, наносят неповторимый вред обществу!

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»

Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, не медицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

свернуть

Нормативные правовые документы

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2022 № 456 «О вопросах профилактики правонарушений»

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс)

Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования, здравоохранения о фактах насилия в отношении несовершеннолетних, утвержденные заместителем председателя Витебского областного исполнительного комитета 12.01.2016

Методические рекомендации о порядке выявления и информирования правоохранительных органов о фактах, свидетельствующих о возможном половом насилии над несовершеннолетними мужского пола, разработанные главным управлением по здравоохранению Витебского областного исполнительного комитета в декабре 2019 года

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации.

свернуть