Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»

18.04.2024
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Для достижения поставленной цели обозначаются следующие задачи: -приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития -формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности -формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) Образовательный процесс по формированию элементарных математических способностей выстраивается с учётом следующих принципов: 1. Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа. 3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике. 4. Научность. 5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. 6. Преемственность — обучение продолжается в начальной школе. Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников используются следующие инновационные методы и приемы: • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); • сравнение; • метод моделирования и конструирования • решение логических задач; • экспериментирование и опыты • воссоздание и преобразование • информационно коммуникативные технологии • здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой) В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность с воспитанниками проводится в различных формах: • специально организованная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг) • демонстрационные опыты; • сенсорные праздники на основе народного календаря; • театрализация с математическим содержанием; • обучение в повседневных бытовых ситуациях; • беседы; • самостоятельная деятельность в развивающей среде Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Работая углубленно в данном направлении, нужно помнить, что в дидактической игре математического направления роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале нужно разобрать игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Надо позаботиться о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Нужно детально продумывать, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Нужно всегда помнить, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель должен принимать участие в дидактических играх. Воспитатель является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков. Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.