Безопасный интернет

Сегодня каждый третий ребенок в мире пользуется интернетом - через компьютер или смартфоны. Почти 90% детей и подростков уверены, что не столкнутся с опасностью и насилием онлайн.
При разумном и грамотном использовании Интернет позитивно влияет на развитие ребенка и его навыки коммуникации. Дети общаются и делятся информацией в социальных сетях, ищут материалы для учебы и развлечений. Вместе с тем, по незнанию дети могут столкнуться с опасным контентом или стать жертвой насилия, эксплуатации или буллинга в Интернете.

Как не стать жертвой интернет-мошенников

Как не стать жертвой телефонных мошенников

Безопасность в интернете

Современные дети значительно отличаются от детей не только прошедшего столетия, но и последних десятилетий. Теперь дети стали реже гулять, меньше общаться со сверстниками, предпочитая виртуальных друзей. Привычные возгласы мам "Опять на улицу собрался?!" сменились не меньшими по эмоциям "Опять в Интернете сидишь?!". К сожалению, это реалии времени, с которыми необходимо считаться. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь. И дети начинают с ним знакомство порой в очень раннем возрасте.
               Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей, неискушенное чадо может быть очень легко обмануто, его доверие несложно завоевать посредством Интернета даже при помощи обычной переписки. Этим, как правило, и пользуются киберпреступники. Чтобы обезопасить юного пользователя от возможных бед, надо провести подробный инструктаж перед тем, как он начнет осваивать киберпространство.
Первое. Расскажите ребенку,  что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
Второе. Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время – чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Десятилетнему ребенку достаточно и 30 минут. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
Третье. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто случается так, что просмотр подобной информации даже не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. При столкновении с негативным контентом ребенок обязательно должен рассказать об этом родителям.
Четвертое. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии, сообщать адрес.
Пятое. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Часто педофилы регистрируются на детских сайтах, вступают в переписку с ребенком, общаются длительное время - все это для определенной цели –завоевать доверие ребенка и добиться встречи с ним. Каковы могут быть последствия встречи, догадаться несложно. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни.  Если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Шестое. Расскажите о мошенничествах в сети - розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без  ведома взрослых, не отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.
Седьмое. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Ознакомьте ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед, таких как похищение ребенка посредством сети и сексуальная эксплуатация детей. Но не переборщите – не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить может только взрослый. Так что все карты вам в руки.

свернуть

Как сделать интернет безопасным для ребёнка

  • Не запрещайте ребенку заводить социальные сети и не стремитесь контролировать его или ее общение онлайн. Вместо этого, поделитесь своими советами о том, как лучше вести себя в интернете и какие меры предосторожности следует принять.
  • Объясните важность защиты личной информации: как создать хороший пароль, как ограничить настройки приватности, о чем можно писать и о чем не стоит (например, домашний адрес, номер паспорта, пароли, пин-коды и др.).
  • Будьте в курсе последних трендов детей и подростков: что их интересует в интернете, где они сидят, что смотрят и обсуждают. Это поможет вам понять, какие риски могут ожидать вашего ребенка.
  • Если вы узнали о какой-то опасной активации в интернете (например, новом челлендже-флешмобе), поговорите с вашим ребенком и объясните ему ваши страхи. 
свернуть

Что угрожает ребёнку в интернете?

Кибербуллинг

Кибербуллинг или издевательства в интернете часто сопровождаются отправкой угроз и издевательских сообщений на личную почту, в социальных сетях, в мессенжерах (Viber, Facebook, Telegram и др.), на различных форумах и в чатах.   

В отличие от физических или словесных унижений в реальной жизни, кибербуллинг сложнее распознать. Обидчик может распространить сообщение в чате, где его увидят и другие лица, а затем удалить его, сделав вид, что ничего не было. Тем не менее, вред уже нанесен.

Ребенок столкнулся с кибербуллингом, если:  

  • О нем распространяются слухи и ложная информация (видео, фото, сообщения в мессенджерах);
  • Ему пишут негативные сообщения, оскорбления или угрозы.

Несмотря на “неосвязаемость”, кибербуллинг опасен и может навредить психоэмоциональному развитию ребенка, понизить его самооценку и уверенность в себе.  

Негативный, откровенный и жестокий контент

Не весь контент, который можно найти в интернете, подходит для детей и подростков. Это касается как и сайтов, так и фотографий, видео, книг, сообществ и даже рекламы. Такой контент зачастую помечается специальным рейтингом (16+, 18+, 21+).  

От чего следует оградить ребенка в интернете:

  • Избыточного насилия в фильмах, видео, играх;
  • Сексуально-откровенного содержания (порнография, нежелательные сексуальные материалы);
  • Рекламы сигарет и алкоголя;
  • Новостей и контента, которые ребенок не может понять в силу возраста (например, терроризм).

Вовлечение ребенка в сексуальные действия через интернет

Секстинг - это пересылка фотографий, видео или сообщений интимного характера в чатах, мессенджерах. Опасность секстинга состоит в том, что интимные изображения ребенка могут быть использованы в преступных целях (изготовление детской порнографии, шантаж, домогательство).

Груминг - это склонение детей к сексуальным контактам через переписку в интернете. При груминге ребенку пишет взрослый человек, который пытается вступить с ним в дружбу либо иным образом заинтересовать ребенка на дальнейшее общение. По результатам такого общения у ребенка формируется доверительный контакт (дружба, влюбленность), который может подкрепляться финансовой помощью, подарками. Следующим этапом является склонение ребенка к реальной встрече для совершения сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия онлайн (с помощью веб-камеры).

свернуть